.

.

Памяти мастера Чэнь Чжаокуя

Чень Циньцхай (Cheng Jin Cai)
Перевод с сокращениями. Источник: www.chenstyletaichi.com

Чень Циньцхай

Я обучался у 18-го и 19-го поколения мастеров тайцзицюань стиля Чэнь. Я был ассистентом Чэнь Чжаокуя по обучению в течение многих лет и привел многих студентов обучаться к нему. В последние годы наставник Чэнь был очень болен и не мог ходить (следствие преследований и травли во время культурной революции), поэтому он обучал своих студентов устно и большинство демонстраций и правок выполнялось мной. Когда он скончался, я был единственным, кто организовывал его кремацию и похороны. Я чувствую свою ответственность за то, чтобы поделиться со всеми историей мастера Чэня, чтоб она стала известной.

Я начал учиться у мастера Чэня осенью 1973. Сначала я выучил у него форму Синь цзя. После этого я начал сопровождать наставника Чэня в его поездках и был его помощником вплоть до его кончины в 1981 году.

× × ×

Мастер Чэнь Чжаокуй

Мастер Чэнь Чжаокуй, мастер Чэнь-ши тайцзицюань в 18-ом поколении, скончался в 1981 году. Его имя очень хорошо известно и почитаемо многими любителями чэньши тайцзицюань в мире. Несомненно, почти каждый занимающийся чэнь-ши слышал о Чэнь Чжаокуе.

Мастер Чэнь оказал глубокое влияние на развитие тайцзицюань стиля Чэнь. Его стиль синьцзя сегодня широко практикуется во всем мире. До него люди только изредка слышали о синь-цзя. Основными характеристиками синьцзя являются: низкие позиции, скручивание «куа» и усилие наматывания в каждом движении. Во всей форме есть много выбросов усилия (фа-цзинь), прыжков и разворотов. Это форма, ориентированная на бой. Для начинающих форма является очень требовательной. Обычно, старую форму лао-цзя надо практиковать несколько лет, чтоб подготовить тело. Однако, если серьезно практиковать синь-цзя, то «ци» может развиться с поразительной силой. Но без руководства хорошего учителя, например такого, каким был наставник Чэнь, очень тяжело понять новую форму и извлечь из нее пользу.

Однако, если человек заинтересован в получении истинного стиля семьи Чэнь, то он должен понимать, что так называемая «новая» форма, вовсе не новая. Она имеет свои истоки в старой форме лаоцзя. Чэнь всегда поправлял людей, если они говорили «новая форма». Он говорил, что новая форма, это в сущности традиционная форма, которая скрыто передавалась внутри семьи Чэнь. Если внимательно всмотреться в новую форму, то можно открыть, что новая форма Чэня очень отличается от лао-цзя, передаваемой мастером Чэнь Чжаопи и другими мастерами 18-го поколения. Множество занимающихся называли систему Чжаокуя «новой», просто чтобы отличать ее от «старой» формы Чэнь Чжаопи.

Мастер Чэнь Чжаокуй

Чэнь Чжаокуй был младшим сыном Чэнь Факе. Он приехал в Пекин с отцом, когда ему было всего 4 года. Изучать тайцзицюань он начал у своего отца, когда ему исполнилось 7 лет. Под руководством отца его мастерство развивалось очень быстро. Однажды, когда ему было 13 лет, он подрался с дюжиной сверстников в школе, и при этом он разбрасывал их, как тряпичные куклы. Когда он закончил высшую школу «Жичен» в Пекине, он не смог продолжить свое образование из-за нехватки средств. Он остался дома и все время практиковался в боевом искусстве. Позднее Чэнь получил работу в 5-й конструкторской компании.

Чэнь Чжаокуй занимался очень упорно днем и ночью. Однажды он сказал своим студентам, что если они хотят достичь успеха, то они должны заниматься упорнее, чем средний человек. Его философией было: чем бы ни занимался человек, тайцзи это, или другое, он должен заниматься этим упорно. Так он и говорил об этом своим студентам: «Если у вас есть время практиковать, то практикуйте это настолько усердно, насколько это для вас возможно; если у вас нет времени практиковаться, то найдите его, даже, если это будет всего несколько минут!». Когда Чэнь работал кондуктором в автобусе в Пекине, он находил возможность практиковать тайцзи: когда он стоял в автобусе, он сгибал колени и расслаблял «куа» (область таза) и все тело. Его тело двигалось, как двигался автобус. Он приспосабливал позицию тела с тем, чтоб сохранять равновесие пока автобус ехал.

Никто не мог представить уровень усилий, которые Чэнь Чжаокуй прилагал к тренировкам, когда он был молод. Он говорил: «если средний человек занимается один раз в день, то вы должны заниматься 10 раз. Если средний человек занимается 30 раз в день, то вы должны заниматься 90 или 100 раз в день. Если вы затратите больше усилий, чем средний человек, то ваш результат обязательно превзойдет результат среднего человека. Если вы не готовы к самопожертвованию, не готовы выдержать этот уровень боли, то вам лучше вообще не заниматься боевыми искусствами.»

Перед тем, как я приехал в США, я работал в Дзяо Чжуо. Иногда я так уставал на работе, что не имел времени тренироваться; т.е. я практиковал в это время гораздо меньше, чем ранее. Я спросил мастера Чэня, что мне надо делать для развития большего мастерства при таком напряженном распорядке жизни? Он ответил: «Если ты хочешь развивать большее мастерство, то ты должен обладать непоколебимостью и упорством. Ты должен тренироваться упорно, но не должен практиковаться без настроя на упорство (упорно практиковаться и в уме). Тебе надо заниматься техниками и думать о них. Твои физические данные (рост, вес, скорость и сила) очень важны. Ты должен отшлифовать одну или две специальных техники, которые для тебя наиболее удобны. Когда эти техники станут твоим вторым «Я», то ты легко сможешь использовать их для победы над противником в поединке.» Я следовал совету мастера Чэня и вложил много усилий в такие техники. Я считаю, что частые занятия помогут достичь занимающемуся совершенства.

В 1961 году мастер Чэнь был приглашен Гу Лю Синем из шанхайского спортивного комитета, чтобы преподавать в Шанхае. Он обучал студентов в Шанхае первой форме стиля, второй форме и цинь-на. Его студенты были очень впечатлены его техниками циньна. Цинь-на мастера Чэня было ориентировано на нейтрализацию. Когда он производил захват, он использовал свое «И» (мысль), чтоб направлять движение тела. Каждое движение было текучим и простым. От момента контакта до плотного захвата его техника была одним единым движением без разрыва в кругах. Никто не мог вырваться из его захвата. Как рассказывал один из его студентов в Шанхае Ван Ман-Дэ, там был чемпион- штангист в тяжелом весе по имени Чжан Гуанцунь, который однажды вызвал Чэня померяться силами. Чень позволил ему захватить его палец. Каждый раз, когда тот почти уже хватал его за палец Чень нейтрализовывал его силу и ускользал от захвата.

Мастер Чэнь Чжаокуй

Всякий раз, когда Чень демонстрировал форму, присутствующие молча замирали и наслаждались его эффектным исполнением. Его движения были очень натуральными. Его «И» было текучим, как поток огибающий скалы.

В 1964 году Чэнь Чжаокуй был приглашен спортивным комитетом Нанкина преподавать. В то время в Нанкине было много известных мастеров боевых искусств, т.к. Нанкин был одним из национальных центров кунг-фу. Многие скептически относились к мастерству Чэня и всегда искали возможность испытать его. Мастер Чэнь никогда не отказывал в вызове и никто не смог его побить. Некоторые из бросавших вызов были настолько впечатлены, что стали заниматься тайцзицюань стиля Чэнь.

В 1965 году мастер Чэнь принял решение вернуться в родную деревню для дальнейшего развития мастерства. Его отец Чень Факе учил его, что практика только техник работы руками является вполне достаточной. Так что Чэнь никогда не изучал у отца форм с оружием. Мастер Чэнь решил изучить все формы с оружием у родственника Чэнь Чжаопи. Целью его возвращения домой было полное изучения искусства оружия. Он покинул деревню после того, как изучил все виды оружия. Чень Чжаопи был другой очень влиятельной фигурой в истории стиля Чэнь. Он обучался у своего дяди Чэнь Факе и был другим представителем 18-го поколения хранителей знаний по тайцзицюань семьи Чэнь. В 1928 году Чэнь Факе был приглашен известными братьями врачами Ле Ю Сунь и Ле Ю Ту преподавать тайцзи в Пекине. Чэнь Факе согласился и взял с собой Чэнь Чжаопи. В течение 17 дней (по прибытии) они приняли массу вызовов от других мастеров и никто не мог побить Чэнь Факе. Это сделало Чэнь Факе знаменитым.

В 1930 году мэр Нанкина Вай Тао Минь, внимание которого привлекла слава семьи Чэнь, пригласил их преподавать семейное искусство в Нанкине. Чэнь Чжаопи стал профессором центрального института боевых искусств Нанкина. В 1942 году он был приглашен в Сиань. В 1946, после победы над Японией, он был приглашен преподавать в военный центр Лоянь. В 1948 году он уехал в Женчоу. В 1960 его имя было указано всекитайским комитетом боевых искусств в зале славы боевых искусств.

Когда в 1964 году Чень Чжаопи ушел на пенсию, то он вернулся в Ченьцзягоу. Там он увидел, что ни один из Чэней того поколения не был готов стать его наследником в боевом искусстве семейного стиля. Его очень взволновало то, что их искусство может вымереть. На свои личные сбережения он открыл в деревне школу боевых искусств. Некоторые из его студентов являются сегодня известными мастерами. На пример Чен Чжэнлэй, Ван Сиан, Жу Тянцай, Чень Сяован были его учениками. При этом он тратил на обучение свои собственные деньги. Чэнь Чжаопи понимал важность обучения следующего поколения, которое наследовало его искусство.

Мастер Чэнь Чжаокуй

Во время культурной революции оба Ченя (Чжаопи и Чжаокуй) и мой отец подвергались жестоким гонениям. Они оба ранее имели связи с Го Миньданом, или «национальной партией» и соответственно с ними очень жестоко обошлись. Они все были соседями в своей деревне и были названы «контрреволюционерами». Зимой 1965 хунвэйбины созвали митинг, чтобы объявить о «грехах» этих «контрреволюционеров». Все трое были втащены на помост и на шеях Чень Чжаопи и моего отца привязали груз камней. И так они стояли втроем опустив головы вниз между ног. Долгие часы этой пытки привели к тому, что они заболели. В конце дня мой отец вернулся домой и хотел покончить с собой, но семья не позволила. Когда Чэнь Чжаопи вернулся домой, то он пошел и бросился в колодец, находившийся во дворе его дома, чтобы убить себя. К счастью он зацепился одеждой за верхнее ограждение колодца и не утонул. Погода в Чэньцзягоу была очень холодная той зимой, но колодец не замерз и вода была теплее, чем воздух снаружи. Чэнь Чжаопи пробыл там всю ночь. В результате той ночи в колодце он заболел и оставался очень больным человеком до момента своей смерти.

30 декабря 1972 года хранитель стиля Чэнь Чжаопи скончался. Традиция требовала, чтобы кто-то занял его место. После нескольких совещаний старейшины семьи Чэнь решили пригласить Чэнь Чжаокуя, чтобы быть наследником Чень Чжаопи. Это приглашение было лично доставлено Ван Сианем и Чэнь Маошенем.

Я бы хотел рассказать о мастере Чэнь Маошене. Когда я еще только-только изучал формы тайцзи у Ван Сианя я услышал о Чэнь Маошене. Поэтому я тоже решил обучаться и у Чэнь Маошеня. Поскольку мой отец был его знакомым, я попросил отца познакомить меня с ним. Отец взял меня повидать мастера. Чэнь Маошень сказал моему отцу: «Брат Чен, я не принимал никого в обучение с тех пор, как вернулся из Пекина. Поэтому, пусть Циньцхай продолжает обучаться у Ван Сианя, а я иногда буду смотреть на его успехи. Потом я решу принимать его, или нет в ученики».

В соответствии с этим Чэнь Маошень пришел в школу посмотреть, как я занимаюсь. В это время я занимался с другими учениками. Чэнь Маошень смотрел на меня некоторое время и вышел без единого слова. Я сказал отцу о том, что произошло, и он пошел повидать Чэнь Маошеня. Тот сказал отцу, что я могу приходить в его дом и обучаться. После этого в течение нескольких лет я, не афишируя этого, ходил обучаться к мастеру. Даже Ван Сиан не знал, что я обучался у Чэнь Маошеня.

Чень Маошень был легендарной фигурой. Была такая история: однажды он и его лучший друг пошли посмотреть китайскую оперу в Бейпин. Они прошли пшеничное поле около Ченьцзягоу. Около поля лежал большой круглый камень весом около 20 кг. Чэнь Маошень, пиная, катил этот камень перед собой всю дорогу, пока они шли в оперу. Расстояние от этого поля до места представления было около 3 миль! Потом он катил этот камень обратно к полю после окончания представления. Если человек не обладает кунг-фу, то очень тяжело двигать камень на протяжении 3 миль! Я пытался катать тот камень и смог сделать только 7 или 8 оборотов.

Некоторые в деревне пытались его испытать. Как-то раз 5 или 6 человек неожиданно атаковали его, надеясь застать его врасплох, все вместе вцепились в него. Они только видели, как он слегка втянуть грудь и скрутил дань-тянь, потом был выброс фацзинь и все они полетели на землю.

Жуй Мунни, Чэнь Чжаокуй, Чжан Сюесинь

В то время Ван Сиань, который был отставным военным офицером, имел обыкновение каждую ночь обходить деревню. Он знал, что Чэнь Маошень был хороший боец, но никогда не видел, как тот тренируется. Ван Сиань был очень любопытен. Он всегда останавливался перед домом Чэнь Маошеня и пытался подглядеть во внутрь. Дом был расположен на юге Ченьцзягоу. Позади дома был откос. Где-то в 3 ночи Ван Сиан остановился у его дома и увидел, что тот занимается. Ван Сиан смотрел не понимая и наконец решил спросить, что Чень практикует. Тот ответил, что он вообще не тренировался, а просто потягивался и расслаблялся. С того случая Ван Сиан очень заинтересовался Чэнь Маошенем. Как-то ночью Ван Сиан залез на крышу дома Чэня, чтоб подглядеть за его тренировкой. Чэнь вышел из дома во внутренний двор, огляделся, чтоб удостовериться, что за ним не наблюдают и начал делать формы синь-цзя. Когда же Чэнь заметил, что за ним наблюдают, то он сделал несколько беспорядочных движений, чтоб подшутить над Ван Сианем. Тогда Ван Сиан спрыгнул на землю, представился и набросился с вопросами. Чэнь был очень тронут искренностью и энтузиазмом Ван Сианя и с тех пор начал обучать его синьцзя. Также он согласился преподавать синь-цзя и для всей деревни. Поэтому, когда Чэнь Чжаопи умер, то Чэнь Маошень предложил, чтоб Чжаокуй вернулся в деревню и стал хранителем стиля. Таким образом Ван Сиан и Чэнь Маошень вместе оказались в Пекине.

Иногда Чэнь Чжаокуй позволял своим ученикам испытать его. Он демонстрировал это на учениках. Как-то он обучая одной из позиций, он повернул свое тело, используя поясницу, чтоб толкнуть Ма Хуна. Ма Хун потерял равновесие и упал в бадью с водой. После этого нам пришлось вымыть дом, прежде чем мы смогли продолжить занятие. Позднее Ма Хун приглашал Ченя преподавать в Шицзячжуан с 1977 по 1979.

В 1979 году Чэнь Маошень и Ван Сиан успешно пригласили Чэнь Чжаокуя вернуться в Ченьцзягоу. Ежедневная тренировка начиналась с 15-минутной разогревающей разминки вслед за движениями Чжаокуя. Когда он демонстрировал движения формы он всегда большое внимание уделял деталям. Он всегда пояснял и говорил, когда делал движения. В то время к нему ходили обучаться более сотни человек. Ученики всегда стояли рядами, чтобы смотреть на него.

Много людей, включая и самих студентов Чжаокуя, хотели померяться с ним силами. Когда он в первый раз приехал обучать в Ченьцзягоу многие любопытствовали относительно его умения и насколько хорошо его кунг-фу в реальности. Но никто не решался первым вызвать его. Как-то один из учеников достаточно расхрабрился и обратился к нему с желанием испытать его умения. В ответ, Чжаокуй уселся на скамейку и попросил того подойти и встать перед ним. Тот встал и нанес удар кулаком в живот Чжаокуя. В момент удара Чжаокуй вздрогнул даньтянем и в долю секунды мощно «встряхнулся». «Испытатель» отлетел от него, как мячик и приземлился на землю через 10 ярдов. При этом он при падении повредил ногу и целую неделю не мог нормально ходить. Позднее, когда его расспрашивали о том, что он чувствовал, он говорил, что когда он ударил Чэня, то было ощущение, что он ударил мешок с хлопком, и что реакция Чэня была молниеносной.

В 1974 году Чжаокуй вернулся в Ченьцзягоу. Как и в прошлый раз Чжаокуй вставал рано утром и начинал обучать в 6 утра, обучая формам синь-цзя. Чэнь Чжаокуй всегда очень хорошо ко мне относился. Он никогда не относился ко мне, как к человеку со стороны, расспрашивал меня обо всем. Мы с учениками сформировали группу по решению ежедневных насущных дел, возникающих при тренировках учеников. С этих пор Чэнь и я могли общаться очень часто. Я отвечал за взаимосвязь этой группы и Чжаокуя. Чен Чженлэй говорил, что он замечал, что при виде меня мастер всегда начинал улыбаться, и говорил, что Чэнь относился ко мне не так, как к другим ученикам.

Чэнь Чжаокуй обучал во многих областях Китая, но всегда возвращался в Ченьцзягоу. В 1976 году, когда он обучал в деревне, он правил форму у всех своих учеников, поскольку за время его отсутствия они ушли в сторону. Когда он обучал, он объяснял значение всех движений. Он обучал синь-цзя и цинь-на. Во время этих занятий Чэнь говорил не очень много, но при этом был очень терпеливым. Чтобы помочь ученикам правильно выучить движения, он повторял их столько раз, сколько им требовалось. Мы сформировали комитет, чтобы заботиться о ежедневных потребностях Чжаокуя. Мы всегда нанимали для него повара. В комитете было 5 человек. Мы собирались каждую субботу, чтоб распланировать дела на предстоящую неделю. Потом мы представляли наши планы Чэнь Чжаокую, чтоб узнать его мнение.

Мастер Чэнь Чжаокуй

В ноябре 1978 года у Чжаокуя случился инсульт. С этого времени он уже не мог вести тот образ жизни, как раньше. Я и несколько других студентов отвезли его в больницу. Мао Лучжун, один из учеников Чэня, и его друзья работали в этой больнице и предложили Чжаокую свою помощь в поиске лучших докторов для диагностирования и лечения. Когда через две недели Чэнь немного пришел в себя, то он стал очень тихим и ни с кем не хотел общаться.

Однажды Чжаокуй взял мою руку в свои и с большой эмоциональностью в голосе сказал мне: «Циньцхай, у меня есть несколько рукописей по тайцзи, в написание которых я вложил всего себя. Это работа всей моей жизни и все они должны быть переданы следующему поколению занимающихся тайцзи. Поскольку я наблюдал за тобой и у нас с тобой очень личное общение, то я думаю, что ты мой наиболее доверенный человек. Я решил доверить тебе эти рукописи для сохранения. Старательно изучи их, практикуй и ты обязательно разовьешь мастерство.» Я протянул руки и с трепетом принял рукописи. Я был очень глубоко тронут этим событием и ощутил большую честь, которая мне была оказана. Это был очень эмоциональный момент для нас обоих. Когда я вернулся домой, то я очень заботился о том, чтоб ничего никогда не случилось с этими манускриптами. Когда я переехал в США в 1994 году, то привез их с собой. После многих лет чтения и перечитывания этих рукописей я вышел на новый уровень понимания не только возможностей использования форм, но и оценки знания, которого достиг мастер Чэнь.

Чэнь Чжаокуй провел весну 1979 года в доме Чунь Юня. Где-то через полгода мы при содействии Гонг Вэя помогли ему переехать в Цзяожуо, в район фабрики по производству электроламп.

Наша жизнь улучшилась на немного, потому что здоровье мастера Чэня тоже немного улучшилось. Однако эти хорошие времена быстро кончились, когда зимой 1980 Чжаокуй впал в глубокую депрессию. Надо заметить, что он был очень сильным практикующим тайцзи, но немощность снимала с него свою «жатву». Когда он заболел, то он стал разговаривать очень мало, а когда у него стало плохо с ногами, да еще так, что он едва мог ходить, то он впал в еще большую депрессию. По этой причине все его ученики перестали ходить на его занятия. Теперь у Чэня не было доходов и это добавилось к трудностям, которые выпали на его долю. Бывали времена, когда он оставался ночью один и никто не мог присмотреть за ним. В наиболее ужасные для Чэня дни я оставался его спутником, несмотря на то, что у меня самого была беременна жена.

Я считал своей обязанностью и привилегией не оставлять его в одиночестве. Никогда не прощу себе один случай, когда я не пришел к нему навестить его, как делал это обычно. Чэнь ждал меня и не уходил от главных ворот фабрики даже, когда на улице совсем похолодало. В тот день у меня было много работы и я сказал себе, что надо завершить дела на работе. Когда я узнал, что Чэнь долго ждал меня на улице, то я решил, что такого больше никогда не случиться. Новогодние праздники в тот год я провел вместе с ним, а не с семьей.

Как-то раз Чжаокуй сказал мне: «Повидай Чэнь Сяована и скажи, что я хочу спросить его кое о чем». Чжаокуй сказал мне, что тот остановился в городской гостинице. Когда я туда пришел, то Чэнь Сяована там не было. Чжаокуй был расстроен и попросил меня сходить туда снова. Я спросил его, что мне делать, если я снова его там не найду. Чжаокуй после некоторой заминки ответил: «Я хочу, чтоб Сяован вернул мне мою фотографию моего отца, Чень Факе.» Когда я наконец-то нашел Чэнь Сяована, то он сказал, что фото у него, но он не может его найти. Когда я передал эти слова Чжаокую, то он сказал : «Завтра утром мы пойдем в отель». Когда на утро мы пришли, то узнали, что Сяован съехал. С тех пор Чжаокуй больше не разговаривал со своим племянником. (Примечание: со слов автора (Цзинькая) фотография Чэнь Факе была очень редкой, на ней он исполнял синь-цзя. Это было единственное фото отца, переданное отцом своему сыну. Фото было собственностью Чэнь Чжаокуя. Чэнь Сяован хотел оставить ее у себя на некоторое время, но потом так и не отдал обратно).

Надо было срочно заняться лечением ног мастера Чэня. Я очень долго пытался найти докторов, которые могли бы вылечить его ноги. Мы испробовали кучу различных лекарств и не получили никакого результата. Он едва-едва мог ходить, при этом пытался обучать. При этом в особое уныние приводило то, что мы не получали известий от наших друзей и знакомых, ученики тоже не приходили на тренировки. В конце концов я нашел рецепт травяного настоя, который мог бы помочь ногам мастера. Я достал ингредиенты и в соответствии с рецептом сделал мазь для ног мастера. Я мазал его ноги и бинтовал их каждую ночь в течение месяца. И наконец-то его ноги начали оживать, он показывал мне их, приговаривая : «Гляди, моим ногам становится лучше!» Наконец он достаточно восстановился и я начал собирать учеников.

Мастер Чэнь Чжаокуй

Весной 1981 я связался с одним из учеников Тан Ифу, чтоб с его помощью собрать бывших студентов Чэня. Его обязанностью было связываться с учениками и информировать их о том, мастер Чэнь вновь начал обучать. Он дважды ездил в Фенинькуан (название места), чтоб разыскать бывших учеников. Наконец после долгого перерыва Чэнь Чжаокуй снова начал вести занятия.

После того, как выздоровели его ноги, мастер Чэнь стал более бодрым. Однажды он спросил нас, есть ли возможность вести занятия в Ченчоу. Он попросил меня поехать с ним туда, чтоб посмотреть какие там условия для занятий. Я ответил, что буду занят несколько следующих дней, но при этом попросил Ван Винсеня (другого ученика) поехать туда с учителем. Когда они приехали в Ченчоу, то смогли найти жилье только на национальной хлопковой фабрике, где им также сказали, что найти желающих для обучения будет очень трудно. Ван Винсень позвонил мне и рассказал эти новости. Было решено вернуться обратно. После этого Чэнь Чжаокуй редко куда выезжал.

Где-то через две недели, когда мы обедали и ели что-то на десерт (а мастер Чэнь обожал сладости) Чжаокуй спросил меня о том могу ли я поехать с ним преподавать тайцзи по всей стране. Я ответил, что мне надо обсудить это со своей семьей. После долгого обсуждения было решено, что лучшим для меня будет сопровождать Чэня по всей стране, куда бы он ни захотел поехать. Я приехал Фенинькуан, чтобы рассказать Чэню, что решил сопровождать его. Мы решили, что первым городом, куда мы поедем, будет Сиань. Так мы решили, поскольку я знал кое-кого в Сиане, и было бы разумным начать оттуда. Чэнь также говорил мне, что у него тоже есть ученики и в Янане.

В конце апреля 1981 года Чэнь попросил портного сшить ему несколько костюмов, чтоб взять их с собой. Он сказал, что прежде чем ехать, надо дождаться пока новая одежда не будет готова. А мне надо было попрощаться с семьей и оформить увольнение на работе. Чен Чженлэй бросил свои дела в Цзяожуо чтоб навестить нас: это был последний раз, когда он встречался с мастером.

Весна в Цзяожуо была очень сухой, а в мае стало просто жарко. Все в Цзяожуо готовились к засухе. Второго мая, около 3 часов дня Чэнь Чжаокуй проснулся после короткого сна и собирался выйти на улицу пройтись. Когда он шнуровал обувь, то упал в обморок. Кто-то вызвал скорую, и его отвезли во 2-й окружной госпиталь. Я примчался туда, как только услышал о произошедшем. Когда Чэнь увидел меня, то сказал: «Пошли телеграмму моему сыну». Это были последние слова, которые он произнес …

Когда Чэнь увидел своего единственного сына Чэнь Юя, то его глаза наполнились слезами. Он не мог сказать ни слова. Чень Юю было всего 19 лет, и он бросил все, чтоб успеть повидаться с отцом. .. 7 мая 1981 года в 11-46 мастер Чэнь скончался.

Я и несколько других учеников занялись организацией похорон. Мы решили, что я должен поехать в Ченьцзягоу сообщить о кончине Чэнь Чжаокуя. Подъезжая к деревне я попросил водителя остановить машину около моего дома, чтоб перекусить. Войдя в дом, я увидел мать, готовившую ужин, хотя было довольно таки поздно. Я спросил, почему она готовит в такое позднее время? Она ответила: «Твоя жена только что родила, ты стал отцом!» Я спросил, кто родился? Она ответила – девочка. Потом я спросил – в какое время были роды. Она ответила, что дочь родилась 7 мая в 11-46 дня!!!! Я чуть не упал от такого совпадения. Моя дочь родилась в ту же минуту, когда скончался мастер Чэнь!!! Я недолго пробыл дома с женой и дочерью и потом побежал в деревню. Сначала мы пришли в дом Чэнь Сяована, но того не было дома. Потом мы пошли непосредственно в дом Чэнь Чжаокуя, но там нам ответили, что они не отвечают за него!

Услышав такой ответ, мы вернулись в Цзяожуо. Мы решили, что поскольку родня Чжаокуя не желает заботиться о похоронах мастера, то надо просить учеников скинуться деньгами, чтоб оплатить последние расходы мастера Чэня.

Было очень нелегко разыскивать учеников, но ученики были очень благородными и некоторые из них отдавали более 10 юаней (в то время средний человек зарабатывал около 120 юаней в месяц). Чтоб как можно быстрее известить учеников мы ездили на велосипедах от дома к дому. После того, как мы известили учеников, мы решили дождаться представителей семьи Чэнь, чтоб они приняли решение о погребении мастера Чэня.

Мастер Чэнь Чжаокуй

Удивительно, но семья Чэня выказала большую неохоту заниматься этим. Я и другие ученики решили, что его надо кремировать. Мы безнадежно ждали хоть кого-то от семьи Чэня, помимо его сына Чэнь Юя, чтоб присутствовать на церемонии кремации, но никто так и не появился. В конце концов мы убедили брата Чэнь Сяована (Чэнь Виньхо) присутствовать на церемонии.

Церемония была назначена на 11 мая. В этот день мы встретились в кинотеатре, чтобы вместе идти на кремацию. Но в этот день в крематории был выходной и мы перенесли церемонию на 12-е. Чень Юй присутствовал на кремации вместе с Чень Винхо. А Чэнь Сяована так нигде и не могли отыскать!

Церемония началась в 1-30 дня и в 2-30 закончилась. Я иногда вдруг думаю, что все, что напоминало об этом великом человеке, уместилось в небольшую урну с пеплом. Такая неожиданная потеря не только самого лучшего учителя, которого только можно было найти, но также и моего друга, который был близок моему сердцу, та же как и моя собственная семья, ударила меня, как «груда камней».

После церемонии мы решили распространить новость о мастере Чэне по всей стране. Мы решили, что лучшим способом будет послать телеграммы всем, кто когда-либо обучался у мастера Чэня.

Вот эта телеграмма:
«ГОСПОДА.
С ЧУВСТВОМ ПЕЧАЛИ СООБЩАЕМ ВАМ, ЧТО МАСТЕР ЧЭНЬ ЧЖАОКУЙ СКОНЧАЛСЯ УТРОМ В 11-46 7 МАЯ 1981 ГОДА. 2 МАЯ У НЕГО БЫЛ ИНСУЛЬТ И ОН НАХОДИЛСЯ ВО ВТОРОМ ГОСПИТАЛЕ ОКРУГА МИНИНЬ ГОРОДА ДЗЯОЖУО. ПОХОРОНЫ МАСТЕРА ЧЭНЯ БЫЛИ ОРГАНИЗОВАНЫ ЕГО УЧЕНИКАМИ ЧЕНЬ ЦИНЬЦХАЕМ, ЖУ ИНЬЛЮНЕМ, ЖАНГ КВУНЮЭ, ЧЖАНГ ЧОУ, ЧЖАНГ ТИТАНГОМ И ДРУГИМИ 23-МЯ УЧЕНИКАМИ. ВСЕ РАСХОДЫ ПО ПРЕБЫВАНИЮ В БОЛЬНИЦЕ И РАСХОДЫ НА ПОХОРОНЫ БЫЛИ СОБРАНЫ В ВИДЕ ПОЖЕРТВОВАНИЙ. ТЕЛО МАСТЕРА ЧЭНЯ БЫЛО КРЕМИРОВАНО 12 МАЯ. ЕГО СЫН ЧЕНЬ ЮЙ, ПЛЕМЯННИК ЧЕНЬ ВИНЬХО И УЧЕНИКИ, ВХОДЯЩИЕ В КОМИТЕТ ПРИСУТСТВОВАЛИ НА ЦЕРЕМОНИИ. ЕГО ПРАХ БУДЕТ ПЕРЕНЕСЕН В ЧЕНЬЦЗЯГОУ ЕГО СЫНОМ ЧЕНЬ ЮЕМ, ЖАНГ КВУН ЮЭ, ЧЭНЬ ВИНЬХО.
Комитет по организации похорон Чень Чжаокуя
12 МАЯ 1981»

Мы разослали эту телеграмму по всей стране. Много людей прислали ответ и свои соболезнования. Даже после кончины мастера, мы решили, что комитет должен собираться раз в месяц, поскольку мы решили, что чэньское тайцзи должно «сиять».

В 1983 году мастер Фэн Чжитян приехал в Ченьцзягоу из Пекина. Он остановился в общежитии школы тайцзи. Я приехал, чтобы повидаться с ним в общежитии. Я рассказал ему о Чэнь Чжаокуе, как он приехал обучать в деревню, о его болезни. Фэн Чжитян был глубоко тронут , он взял мою руку в свою и сказал: «Циньцхай, с этого момента ты мой ученик!» С этого момента я каждый год ездил в Пекин навещать мастера Фэна.

В мае 1985 мы организовали институт изучения тайцзицюань в Цзяожуо. Поскольку этот город был последним, куда мастер приезжал обучать, то я продолжал его дело там даже после смерти мастера.

Я покинул Китай, родину тайцзи, и привез с собой в новый мир сокровище тайцзи. Я покинул Цзяожуо и прибыл в Америку в 1994 году. Я преподавал тайцзи в США и преподаю до сих пор. Желание мастера Чэня является моим желанием. Я уже посеял семена тайцзи в США. Теперь уже можно видеть плоды моих трудов. Мои ученики хорошо выступают на региональном и национальном уровне, некоторые стали преподавателями. Я надеюсь, что эта линия будет продолжена на этом континенте, и сокровище Китая будет разделено многими людьми.

Хьюстон 13 июня 2004

Обсудить статью на форуме

.
.

.
© 2009-2010 Тайцзицюань семьи Чэнь www.taijichenyu.ru. Все права защищены.

Дизайн и разработка сайта - Фаттахова С.

. .