.

.
Статьи о внутренних энергиях тайцзицюань

Одиночные формы и туйшоу.

В тайцзицюань самосовершенствование соотносится с тренировкой одиночных форм. Для углубления навыков, приобретенных тренировкой одиночных форм и проработке умения обращаться с чужой силой служат парные упражнения. Не освоив предварительно одиночные формы вы не выработаете в себе прочный фундамент, необходимый для изучения и реализации в теле таких качеств, как укоренение, расслабление, накапливание ци и ее мобилизация, а также навыков, связанных с использованием духа и намерения разума. Не чувствуя это в себе, разве можно почувствовать это в противнике?

Без заложения в себе прочного фундамента вы не сможете следовать, слушать, интерпретировать, а также нейтрализовывать усилие противника, будь оно внутренним, или грубым мускульным. Не сможете воспринимать степень укоренения противника, сочетание его осязаемого и неосязаемого (качественный показатель его сун), воспринимать его дыхание (оценивать подъем и опускание его ци), готовность к действию (состояние его шень). Вы также не сможете оценить свои возможности по выпуску усилия в противника и потерпите поражение, которое подорвет ваш дух.

«Противник не знает меня; лишь один я знаю его». Так сказано в «Классическом трактате по тайцзицюань». Вы знаете его, поскольку знаете себя. Началом этого пути в тайцзицюань служат одиночные формы. Ищите умелого и искуснoго наставника. Очень важно, чтобы вам практически продемонстрировали навыки, полученные при тренировке одиночных форм.

Туйшоу (推 手) является базовой системой парной работы в тайцзицюань. Это составное понятие переводят как «толкающие руки» и в его практику зачастую вкладывают смысл, связанный с глаголом толкать. Но такой ли смысл закладывали в эту практику те, кто разрабатывал и углублял эти упражнения, кто достиг благодаря им искусности и высокого уровня мастерства?

Иероглиф 推 «туй» состоит из двух корней; главный корень «шоу», находящийся слева, передает идею руки. Справа помещен корень «чжуй» 隹, символизирующий птицу. Все вместе передает идею «птицы в руке».

В передаваемых устно историях и сказках о старых мастерах есть одна о том, как один мастер мог силой своей энергии удерживать на своей ладони небольшую птичку, так что она не могла взлететь. Это объяснялось якобы невероятно высокими способностями управлять внутренней энергией. Не будем обсуждать правда это, или нет, но эта история явно переплетается со смыслом, заложенным в термин «туй шоу». Приведенная история и разбор иероглифа помогает лучше и глубже понять суть практики туйшоу. Сам термин лучше было бы перевести как «чувствующие руки», поскольку сама идея птицы на ладони говорит не о навыках толкания, а высочайшей чувствительности.

В нашем языке слово «толкать» говорит о силе и ее применении и не говорит о чувствительности. Следовательно, занимаясь туйшоу, необходимо прежде всего использовать язык чувств, слушать, следовать, пропускать, укореняться, а не заниматься практикой силовых толчков. В противном случае в этой практике могут появиться перекосы и отклонения, связанные с неправильным применением силы и последствиями этого.

Упражнения туйшоу имею явную обратную связь с одиночными формами. При постоянной и правильной практике упражнений туйшоу исправляются позиции одиночных форм, плавность и равномерность их исполнения приобретают живой и естественный характер. Усилия и внутренняя энергия, прорабатываемые в упражнениях туйшоу, начинают питать одиночные формы, повышая к ним интерес и углубляя понимание практического смысла отдельных позиций и связок движений.

Есть более древний термин, предназначавшийся ранее для обозначения практики парных упражнений, в том числе и толкающих рук – «да-шоу». «Да» означает наносить удар, «шоу» - руку. Общие рекомендации по этой практике нашли свое отражение в классическом трактате по тайцзицюань «Да шоу гэ» («Песнь толкающих (бьющих) рук». Методы этих упражнений, богатые раньше, в современное время почти не передаются. *

_______________________

* В изучаемом мной у Чэнь Юя направлении семейного тайцзицюань по линии передачи Чэнь Факе – Чэнь Чжаокуй существует и передается ученикам комплекс тренинга «да шоу». Он представляет собой формализированные парные упражнения с небольшим количеством движений, отрабатываемые партнерами как в левосторонней, так и правосторонней стойке. Изучение и практика этих упражнений начинается по достижению учениками определенных качеств проработки тела и мастерства, поскольку отработка ведется с вложением в атакуемого партнера всей силы и выбросами усилия, равно как и защита. Предварительно, около года ученики тратят на самостоятельную многократную проработку вариантов движений без партнера, тренируя правильность позиций и выбросы усилия.


Перейти к списку статей

.
.

.
© 2009-2010 Тайцзицюань семьи Чэнь www.taijichenyu.ru. Все права защищены.

Дизайн и разработка сайта - Фаттахова С.

. .