.

.
Статьи о внутренних энергиях тайцзицюань

Ли, цзинь и искусство цюань.

Человеку, никогда не занимавшемуся искусствами цюань крайне сложно, а зачастую и вовсе не удается четко разграничить внешнюю мускульную силу (ли) и внутреннюю энергию (цзинь). Лишь тот, кто имеет обширные познания и практическое мастерство в искусстве цюань, способен четко проанализировать различия между ли и цзинь. Осознать эту разницу в полной мере и подтвердить истинность наставлений мастеров прошлого можно лишь после многих лет практического изучения боевых искусств. Для многих эти различия до сих пор остаются тайной. О чем можно только сожалеть.

Цюань – это наиболее общий термин, обозначающий технику, стиль и зачастую географические корни китайских боевых искусств. Цюань может также подразумевать отнесение к жестким, или мягким стилям боевых искусств – на пример шаолиньцюань, или тайцзицюань.

Китайские боевые искусства донесли до нас целый пласт стилей, не разделяющий общепринятый на Западе подход к рукопашному поединку, исключительно как к соревнованию физической силы и скорости, стилей, основанных на умении использовать против противника его же собственную силу и энергию, нейтрализуя и трансформируя ее, используя работу воли, духа и намерения разума, пресекая у нападающего само намерение нападать...

Внешняя мускульная сила (ли) берет свое начало в костях, из глубины лопаточных костей; именно закрепощенность этих двух областей препятствует высвобождению внутренней энергии и усилия цзинь. Энергия зарождается в сухожилиях; ее возможно высвободить – так она проявляется в четырех конечностях человеческого тела.

Глубокая практика искусства цюань позволила мастерам прошлого оценить собственный телесный опыт и проявление ли и цзинь в тренировках и поединке, и дать им следующие описания. Сила видна глазу, энергия же – невидима; сила груба, а энергия обладает мягкостью; сила движется линейно, энергия идет по кругу; сила медлительна, энергии присуща быстрота; сила растворяется, энергия собирается воедино; сила всплывает на поверхность, энергия погружается вглубь; сила тупа, энергия же остра. Другими словами сила и энергия это не одно и тоже.

Надо отметить, что школы цюань, придающие большое значение тренировкам внешней мускульной силы, имеют в свом арсенале методы, позволяющие добиваться превосходного мастерства и тоже подразделяют свои телесные навыки на различные подвиды энергии. Однако все это весьма ограниченные и искусственные виды энергии. Основываясь на внешней мускульной силе они имеют поверхностный характер и не свидетельствуют о большой искусности.

Внешняя мускульная сила (ли) характеризуется, как энергия ЯН. Она основывается на сжимании мускулов вокруг костей. На пример при ударе кулаком – процесс сжимание мышц вокруг костей, с целью увеличить крепость и механическую цельность кулака, который затем переходит в отведение руки назад (для придания ей импульса), и наконец высвобождение силы толчковым движением, начинающимся от тыльной стороны плеча.

При этом от начала до конца применяемая в них сила остается чисто ян-силой.

В противовес этому тайцзицюань полагается в основном на те формы энергии, которые требуют опыта и искусства. В тайцзицюань внешняя мускульная сила не имеет никакой ценности. Тот, кто полагается на грубую силу мышц, верит, что чем больше он будет сосредотачиваться на ней, тем более значительной она станет. Ценители же умелой и искусной энергии осознают, что эффективность ее использования зависит от умения проявлять энергию, накапливать ее и обращаться с ней.

Энергия цзинь в тайцзицюань в основном является результатом расслабления сухожилий и связок, окружающих кости. Возникая в ступнях, энергия затем продвигается по всему телу, как единому целому и находит выход в руках.

Ранее уже описывалась аналогия с движением хлыста. Изначально сила прикладывается к рукоятке хлыста (ступням) и переносится вдоль него (т.е. по ногам, животу и спине к рукам); при этом хлыст по всей своей длине сохраняет мягкость и расслабленную податливость, ни чем не напоминая твердую и негибкую палку. Затем на кончике хлыста (в руках) энергия высвобождается. При этом в начале это инь-энергия, которая становится ян лишь на мгновение (при высвобождении), а затем мгновенно превращается в первоначальную инь-форму.

Безусловно это лишь один из аспектов существования энергии. Тайцзицюань – богатейшее по своему наполнению искусство. Глубокая проработка теории множества видов энергии и методы тренировки и интеграции этих видов энергии внутри своего тела делают его практику достойным средством самосовершенствования.


Перейти к списку статей

.
.

.
© 2009-2010 Тайцзицюань семьи Чэнь www.taijichenyu.ru. Все права защищены.

Дизайн и разработка сайта - Фаттахова С.

. .